Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Республике Хакасия
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

Статья «Об истории создания контрольно-ревизионных органов Республики Хакасия»

Об истории создания контрольно-ревизионных органов Республики Хакасия  
 
    Контроль за использованием бюджетных средств всегда являлся одной из значимых задач государства. Ведь важно не только знать чем и как прирастает казна, но и на что она тратится. В 2018 году контрольно-ревизионные органы России отметят 95-летие со дня образования. В преддверии знаменательной даты стоит оглянуться назад и вспомнить пройденные, в том числе контрольно-ревизионными органами Республики Хакасия, этапы.
    История контрольно-ревизионных органов России началась в 1923 году, когда в составе Народного комиссариата финансов было создано Финансово-контрольное управление. Создание и развитие контрольно-ревизионных органов Республики Хакасия неразрывно связаны с историей контрольных органов страны в целом.
    На территории Хакасского округа первым контрольным органом при советской власти стал подотдел госфинконтроля Хакасского окружного финансового отдела. По состоянию на 1 октября 1928 года штат подотдела состоял из 3 человек: заведующего подотделом, двух старших контролеров, основными задачами которых было производство ревизий и составление отчетов.
    Уже тогда значение ревизионной работы увеличивалось с каждым годом. В архивных документах сохранился циркуляр Сибирского краевого финансового управления от 25 марта 1930 г. № 8-5-1-7323, в котором Хакасскому окружному финансовому отделу ставился на вид особый статус ревизионной работы: «Особое внимание должно быть уделено ревизорско-инструкторской работе. Необходимо обеспечить систематическую плановую проверку работ финчастей и инструктаж их. В виду этого совершенно недопустима загрузка ревизорского аппарата внутренней по ОкрФО работе».
На основании постановления Президиума ВЦИК от 20 октября 1930 года Хакасский округ был преобразован в Хакасскую автономную область. С 13 ноября 1930 года контрольно-ревизионные полномочия осуществлял Хакасский областной финансовый отдел.
    В свете изменений в структуре контрольно-ревизионных органов страны в июле 1938 года создано Контрольно-ревизионное управление НКФ СССР по Хакасской автономной области. Первым руководителем контрольно-ревизионного аппарата КРУ НКФ СССР по Хакасской автономной области был назначен старший контролер-ревизор Г.С. Калюжин, перед которым стояла одна из ответственных задач государственной финансовой политики – контроль исполнения государственного бюджета в плане законности, правильности, целесообразности и эффективности расходования бюджетных средств на территории Хакасской автономной области.
    Аппарат старшего контролера-ревизора КРУ НКФ СССР по Хакасской автономной области состоял из 2 человек, еще 9 контролеров-ревизоров осуществляли контрольную деятельность на местах – в районах области и городах, в том числе в г. Абакане, г. Черногорске, Саралинском районе, Ширинском районе, Усть-Абаканском районе, Таштыпском районе, Бейском районе, Аскизском и Боградском районах [1]. Немногочисленный на область штат контролеров-ревизоров обеспечивал установленную периодичность плановых ревизий.
    В 1956 года КРУ стало именоваться Аппаратом Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РСФСР по Хакасской автономной области, а руководитель КРУ – главным контролером ревизором.
Приоритетами ревизионной работы того времени являлось выявление незаконного использования средств, недостач и хищений, которые довольно часто встречались в учреждениях. Активное взаимодействие ревизорами осуществлялось с правоохранительными органами, возбуждались уголовные дела.
    С 15 июня 1970 года главным контролером-ревизором Аппарата КРУ Минфина РСФСР по Хакасской автономной области назначен А.И. Малахов.
    Численность Аппарата главного контролера-ревизора КРУ Минфина РСФСР по Хакасской автономной области увеличивалась. Так, если по состоянию на 01.01.1974 Аппарат насчитывал 17 единиц, в том числе 6 единиц – областной аппарат и 11 единиц - ревизоры райфинотделов и горфинотделов, то к 01.01.1984 - 20 единиц, в том числе 8 единиц – областной аппарат и 12 единиц - ревизоры райфинотделов и горфинотделов [2,3].
    А.И. Малахов высоко ценил непосредственно ревизионную деятельность и всегда подчеркивал, что ревизоры должны заниматься только ревизионной работой, а делопроизводство и работа по печатанию ревизионного материала и переписку по ним должны осуществлять иные специалисты [4]. За 28 лет руководства А.И. Малахов внес большой вклад в укрепление финансовой дисциплины в Республике Хакасия. За многолетнюю добросовестную работу в системе государственного финансового контроля награжден медалью «Ветеран труда».
    Переход страны в начале 1990-х годов к рыночной экономике потребовал кардинального совершенствования системы контрольно-ревизионных органов Минфина России.
    Значимым для контрольно-ревизионных органов Республики Хакасия, как и для России в целом, в плане организации стал 1998 год, когда на базе аппарата главного контролера-ревизора было создано Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации в Республике Хакасия. Впервые за всю историю существования контрольно-ревизионных органов на территории Хакасии контрольно-ревизионным органом получен статус самостоятельного юридического лица. Возглавил КРУ Минфина России в Республике Хакасия А.Г. Белов.
    В 2004 году в результате очередной административной реформы Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации в Республике Хакасия преобразовано в Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия [5]. После реформы стало возможным проводить проверки только в организациях, являющихся получателями средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и использующих имущество, находящееся в федеральной собственности. При этом добавились новые направления контрольной работы: контроль за осуществлением валютных операций, а также контроль и надзор за органами финансового контроля Республики Хакасия и муниципалитетов.
    С 2005 года по февраль 2016 года Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия возглавляла Г.Г. Соловьева, начинавшая свой трудовой путь в контрольно-ревизионных органах в 1995 году в статусе начальника отдела аппарата главного контролера-ревизора Контрольно-ревизионного управления Минфина России по Республике Хакасия. За долголетний и добросовестный труд Г.Г. Соловьева награждена нагрудным знаком «Отличник финансовой работы», имеет благодарность Министра финансов Российской Федерации.
    В 2016 году в рамках совершенствования государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере на основании указа Президента Российской Федерации полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Управлению Федерального казначейства по Республике Хакасия. Руководителем Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия является А.Г. Белов, деятельность которого в определенные периоды трудового пути была неразрывно связана с деятельностью контрольно-ревизионных органов республики.
    На сегодняшний день в Управлении Федерального казначейства по Республике Хакасия контрольно-ревизионной деятельностью в финансово-бюджетной сфере занимается контрольно-ревизионный отдел в финансово-бюджетной сфере, состоящий из 15 квалифицированных сотрудников. При этом в штате отдела трудятся как сотрудники, начинающие свою трудовую деятельность в контрольно-ревизионных органах Республики Хакасия советского периода (старшие контролеры-ревизоры Ж.А. Мотошкина и Ю.С. Чугунекова), так и молодые специалисты, перенимающие накопленный опыт контрольно-ревизионной деятельности.
    Сотрудники ревизионного подразделения, как и прежде, осуществляют контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации. Вместе с тем, большое внимание уделяется проведению контроля в сфере закупок для государственных нужд. Контроль за расходами учреждений Республики Хакасия, финансируемых из федерального бюджета, начинается со стадии планирования закупок и заканчивается непосредственно проверкой их осуществления, включая поставку материальных ценностей, оказание услуг, выполнение работ, а также приемку предмета закупки. Каждый приобретаемый карандаш, автомобиль или услуга по содержанию имущества находятся под государственным контролем.
Значимым преимуществом для работы ревизионного подразделения в структуре Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия является наличие различных программных подсистем, позволяющих автоматизировать внутренние процессы организации контрольной деятельности. Получение доступа к информации о финансировании объектов контроля, платежных операциях позволило проводить предварительный анализ и осуществлять более эффективную и качественную подготовку к запланированным контрольным мероприятиям.
    Подводя итог, хочется отметить, что за прошедшие годы в деятельности и структуре контрольно-ревизионных органов на территории Республики Хакасия изменилось многое, но неизменным остается одно – неоспоримое значение финансового контроля в жизни общества. Ведь как считал еще в 1938 году Нарком финансов СССР А.Г. Зверев: «Финансовая система обязана заботиться о том, чтобы каждый рубль государственных денег был затрачен с максимальной пользой» [6].

Главный контролер-ревизор
контрольно-ревизионного отдела
 в финансово-бюджетной сфере
УФК по Республике Хакасия
Ю.А. Бушмина

_________
[1] – приказы старшего контролера-ревизора КРУ НКФ СССР от 11.09.1938 № 9, от 28.04.1941 № 10;
[2] - Штатное расписание Хакасского облфинотдела на 1974 год;
[3] – Данные о численности, составе и движении работников, занимающие должности руководителей и специалистов (сводные) на 01.01.1984;
[4] - Из письма заведующего Хакоблфинотдела Г.А. Чванова, главного контролера-ревизора А.И. Малахова в адрес Крайфинотдела от 01.12.1975 № 10-30;
[5] - приказ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 18.01.2004 № 4.;
[6] – Зверев А.Г. Записки министра. М.: Политиздат, 1973.

Скачать